среда, 14 мая 2014 г.

Правдивость

Сатья (санскр. सत्य) - обычно переводится как правдивость. Перевод сделан на пределе наших языковых возможностей (более точного аналога нет), однако дает довольно слабое представление о самом понятии. В культуре, где на протяжении многих веков столько внимания уделялось тому, как правильно жить, соответствующий словарь богат, слова нагружены, значения многослойны, ассоциативные смыслы разнообразны.

У нас же понимание правдивости крайне утилитарно, и сводится к фактологическому соответствию действительности. Быть правдивым(т.е. никогда не искажать и не выдумывать факты в устной или письменной речи, и не вводить намеренно в заблуждение других людей) само по себе не слишком легко, да и авторитет у этой добродетели по нынешним временам невелик, как и решимость ей следовать.

В действительности дело обстоит еще сложнее. Согласно ведам, "правдивое" высказывание, помимо (и превыше!) фактической точности, должно удовлетворять еще как минимум четырем критериям:

Не должно беспокоить ничей ум (ненасилие)
Цель важнее точности. Сказанное не должно загрязнять ум слушающего, то есть вселять в него гнев, жадность, зависть, приверженность иллюзиям и ложным ценностям, и т.п.

Должно непременно нести какое-то благо слушающему (бескорыстие)
Не говорящему! Говорить "горькую правду" - привилегия чрезвычайно сострадательных людей, высший пилотаж. Иначе правдивость превращается в дубину.

Слушающий должен быть в состоянии это высказывание услышать и принять (доброта)
Говорящий должен пребывать в контакте со слушающим (последний в центре внимания!), и его речь не должна звучать в отрыве от собеседника, его эмоционального состояния, его умонастроения. Если слушающий в моменте не в состоянии развивать контакт, говорящий также не в праве его форсировать.

Должно быть одобренным каким-то авторитетным писанием (смирение)
Кто-то, намного мудрее и чище говорящего, должен подтвердить, что говорить подобное в подобных обстоятельствах допустимо и рекомендовано.

Обозревая этот список, хорошо видно, что в повседневной жизни мы чаще всего не соответствуем сразу нескольким условиям. И все же мне кажется, что самые глубокие проблемы с последним: оно предполагает серьезное изучение того, что правильно, а что нет, выбор в этом вопросе мощных ориентиров, и достаточное смирение перед лицом этих ориентиров. А это в свою очередь означает совершенно иной образ и ориентацию жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий